ХИДЖАБ (ар.) — название любого вида женской одежды для улицы, скрывающей лицо и фигуру (например, паранджа, чадра) также название самого предписания об обязательном ношении подобной одежды, которое по традиции возводится к Корану.
Если сказать коротко, то ношение хиджаба означает покрытие тела одеждой полностью. Принудительная попытка обнажить женщину мусульманку, причем, под понятием принудительно подразумевается не только сила, но и обман, хитрость и т. д., является с точки зрения ислама тяжелейшим этическим оскорблением всех мусульман. Что же такое хиджаб и паранджа на самом деле? В погоне за сенсацией подавляющая часть журналистов, и другие несведующие люди, сознательно или по незнанию, путают и отождествляют два совершенно разных понятия — хиджаб и паранджа.
Хиджаб (араб.: преграда, завеса) (также чадра, паранджа) — покрывало, накидка, надеваемые женщинами-мусульманками при выходе на улицу и скрывающие лицо и руки. Первоначально хиджаб было предписано носить женам Пророка Мухаммада, а затем всем свободным мусульманкам.
Арабское слово «хиджаб» звучит для людей, не говорящих на арабском языке, красиво и загадочно, и воспринимается, скорее как некий символ. Но давайте попробуем проникнуть в глубину его содержания.
Чаще всего мы используем в своей речи слово «хиджаб» для того, чтобы указать на стиль одежды мусульманки или на сам её наряд. Но если быть точными, то такой наряд в арабском языке называется «джильбаб». А понятие «хиджаб» на самом деле не однозначно по своей сути и имеет гораздо более глубокий смысл. И этот смысл — «золотой ключик» к пониманию его огромного значения для самой женщины и для общества в целом.
Так вот, слово «хиджаб» означает «перегородка, преграда». Это то, чем мусульманка как бы окружает свое сознание, сердце и душу. Это не просто кусок ткани и он служит не только как одежда, прикрывающая и согревающая тело. Это занавес застенчивости, скромности и благопристойности.
Вторая половина аята из Корана поясняет, что перед лицами, которых Всевышний относит к близким родственникам, иначе говоря, категории махрам, женщина может снять верхнюю одежду и оставить закрытой ту часть, которую она может открывать только перед мужем.
Как ко всему в этой жизни, к одежде мусульманки предъявляется ряд требований:
- Лицо и кисти рук должны быть закрыты;
- Джильбаб не должен облегать тело;
- Ткань должна быть достаточно плотной, ничуть не прозрачной, не оставляющей ни единой возможности угадать контуры фигуры или цвет кожи или волос;
- Джильбаб должен подчеркивать скромность, которую символизирует хиджаб — он не может быть ярким, привлекающим к себе внимание;
- Джильбаб не должен походить на одежду неверующих, например, отражающую последний «писк» моды; или напоминающую одежду каких-нибудь группировок, например «байкеров»;
- Не походить на мужскую одежду, так чтоб с трудом можно было разобрать: женщина это или мужчина.
В пределах скромности, описанных выше, мусульманка может свободно разнообразить гардероб и проявлять свой вкус.
Внутренний хиджаб обусловливает границы поведения. Мусульманки, живущие в немусульманском обществе, являются олицетворением культуры Ислама для окружающих людей или, как сказал наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха), — послами Ислама. Именно поэтому мусульманка, носящая хиджаб, прикладывает все свои усилия к тому, чтобы выработать в себе достойные манеры, избегать легкомысленного поведения в форме кокетства или игривости. Общаясь с мужчинами, она ведет себя достойно, разговаривает ни тихо, ни громко, избегает шутливого тона и мягкой, вкрадчивой манеры в разговоре. Ее общение с противоположным полом сводится до необходимого минимума. Оно полезно, конструктивно и не беспредметно.
Опускать свои взоры означает «отводить свой взгляд от лица противоположного пола в целях избежать рассматривания его привлекательных черт». Пророк (мир ему и благословение) однажды сказал Али ибн абу Талибу: «О Али, не позволяй, чтобы за первым твоим взглядом следовал второй. Первый позволен тебе от Аллаха, но не второй». Поэтому одежда мусульманки (хиджаб) говорит о её нравственных и духовных ценностях, о её жизненной морали. Большинство по нашим длинным одеждам и платкам узнает в нас верующих женщин, а мужчины, проходящие мимо, получают сигнал предупреждения:«Уважай меня! Я верю в Бога и боюсь разгневать Его». Таким образом, теперь мы с Вами можем определить понятие хиджаба. Оно включает в себя два аспекта: хиджаб внешний, то есть внешний вид мусульманки, её стиль одежды. И хиджаб внутренний, иначе говоря, её внутренний мир, жизненная позиция и манера поведения.
У людей не знакомых с Исламом, распространенно мнение, что женщина, одетая в хиджаб, ущемлена в своих правах. А женщины носящие хиджаб, напротив, устраивают демонстрации, отстаивая свое право одеваться так, как того требует их религия. Если женщина хочет, чтобы с ней считались, она не должна делать того, что может вызвать страсть чужого мужчины. А значит, обязана одеваться в особый наряд, сразу отличающей мусульманку — хиджаб, закрывающий тело от посторонних взглядов. Женщина в хиджабе не может стать объектом мужской страсти, когда весь ее внешний вид говорит о скромности, целомудрии, достоинстве.
В последнем Священном Писании для человечества — Коране, а также в высказываниях последнего Посланника — Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), четко определены требования к женской одежде, ограниченные следующими пунктами: «Одежда должна быть не прозрачной, не просвечивающейся.»
Пророк Мухаммад, да благословит его Всевышний и приветствует, сообщил нам о том, что «одетые и в то же время голые, качающиеся во время ходьбы и этим соблазняющие мужчин, женщины не войдут в Рай и не вдохнут даже благоухания его» (хадис передаваем Абу Хурайрой и приведен в сборнике имама Муслима).
Однажды женщины из племени Бану Тамим зашли к жене пророка (мир ему и благословление Аллаха), Аише. На них были тонкие прозрачные одежды. Аиша сказала им: «Если вы истинно верующие мусульманки, то на вас не та одежда!» А однажды зашла невеста, на которую была накинута тонкая прозрачная вуаль. Аиша, увидев это, сказала: «Кто одевается так, тот не уверовал в истинность суры „ан-Нур“!» (Ее 31-й аят был ранее упомянут). Последние два случая приводятся в тафсире аль-Куртуби. Что бы сегодня сказала Аиша (да будет доволен ею Аллах), увидев то, во что одеваются женщины нашего времени?..
- Одежда не должна быть облегающей. Облегающая одежда подчас бывает даже более соблазнительной, чем прозрачная.
- Одеяния должны быть из категории женской одежды и никак не мужской. У мужчин — общепринятая мужская одежда, а у женщин — женская. В высказывании Пророка (мир ему и благословление Аллаха) четко оговаривается проклятие как в адрес тех женщин, которые стараются походить на мужчин, так и тех мужчин, которые стараются походить на женщин. Такого рода действия противоречат природе человека.
- Одежда не должна пахнуть духами и другими ароматическими веществами.
- Одежда не должна быть экстравагантной и вызывающей.
- Одежда, не соответствующая данным пунктам, является противоречащей канонически правильному одеянию, и облачение в нее наказуемо пред Господом в День Великого Суда. Если бы женщины в одежде своей придерживались упомянутых норм, они всесторонне облегчили бы себе жизнь.
- Одежда не должна походить на мужскую одежду. Такие предметы гардероба, как брюки, должны быть женского стиля, покроя и пр.
- Одежда мусульманских женщин не должна точь-в-точь походить на одежду немусульманок. Одна из функций хиджаба заключается в том, чтобы показать, что носящая ее женщина — это мусульманка, гордящаяся (в лучшем смысле этого слова) своей верой. В частности, не следует носить одежду, имитирующую религиозную одежду других народов. Ярким примером таких совершенно неприемлемых для Ислама тенденций является мода на ношение платьев в индийском стиле, получившая распространение среди некоторых мусульманских женщин Азии.
- Это не должна быть одежда, свидетельствующая о славе и тщеславии ее обладательницы, т. е. быть «кричащей», покрытой драгоценными камнями, с вплетенными золотыми или серебряными нитями и пр.
Женщины, жившие во времена Пророка (мир ему и благословление Аллаха), выходя из дома, обыкновенно надевали джильбаб (плащ, верхняя одежда) и химар (головную накидку). Со временем в различных частях мусульманского мира возникли и распространились разные виды верхней женской одежды, такие, как абайя в арабских странах, чадор в Иране, бурка в Пакистане и пр. Нужно сказать, что дупатта (головная накидка из пленки, часто продаваемая вместе с шалвар-хамиз) в качестве хиджаба непригодна; надевание практически прозрачной дупатты поверх головы, когда длинные волосы выглядывают из-под нее, не решает проблемы. Дупатту следует один или два раза сложить, пока она не перестанет быть прозрачной, а затем надеть так, чтобы все волосы были прикрыты. Когда это сделать невозможно — лучше вообще использовать для этих целей другой платок или накидку.
На самом деле ношение хиджаба не представляет собой какой-то особой проблемы. Практические способы приобретения нужной одежды уже были приведены выше.
Комментариев нет:
Отправить комментарий